Едва ли найдется в мире такой народ или страна, в которой не появилось своих уникальных, свойственных только ей танцев. Однако, по мнению этнологов и искусствоведов, также нельзя найти ни одной страны или народа, у которых танец не приобрел бы мистических черт и не выполнял бы роль эзотерического ритуала, направленного на достижение уникальных способностей.
Танец как средство выражения
Танец становиться проявлением новых уровней сознания, а также возможностью для того, чтобы выразить невыразимое. Благодаря фильмам и книгам Фенимора Купера и других писателей, освещавших быт американских индейцев, известно, что они были способны в предельных подробностях пересказать сложнейшие истории или знания, пользуясь исключительно пантомимой, танцев и движениями тела, и мимикой.

Невероятное богатство двигательных возможностей и выразительных средств физического тела давали возможность передавать все, что угодно, в том числе и практические навыки, топографию местности, приказы вождей и обстановку на поле боя. При этом могло быть во все не сказано ни одного слова.
Аналогичным образом танец у многих так называемых “примитивных” народов используется как средство выразительности для того, чтобы передать то, что невозможно передать словами. Таким образом, шаманы с помощью пляски формируют воздействие на наблюдающих их движения.

Этот эффект часто фиксируется у людей, которые наблюдают за танцами дервишей: многие люди теряют сознание, либо чувствуют очень сильно головокружение или мощные потоки энергии в теле, которые приводят к непроизвольным движениям.
Йога и танец
У древних индийцев танец стал сложнейшим искусством, в котором каждое положение пальцев и каждое отдельное движение говорит о чем то, так же, как говорит фраза. Существуют танцевальные “пересказы” громадных эпосов, состоящих из десятков томов, “Махабхараты” и “Рамаяны”. При этом храмовый танец, например, посвященный Вишну или Шиве, содержит элементы, которые можно назвать интуитивным танцем.
С данной традицией плотно связывается традиция йоги, в которой высшей ступенью практики асаны считается йога-дхарана, свободное течение Силы, которая приводит к Шива-нате, танцу Шивы.
Это феномен, когда сила потоков энергии в теле йогина достигает такой плотности, что формирует и подталкивает движение тела таким образом, что оно действует само, под минимальным контролем сознания. При этом оно свободно выполняет сложнейшие упражнения, на которые сам йогин до того был не способен.