как общаться с детьми

Секреты общения с детьми

Есть в искусстве общения с детьми какая-то тайна, которую знают те, кто умеет находить с ними общий язык. Почему же они не передадут эту тайну всем, кто хотел бы знать ее? С таким вопросом можно обратиться к людям и получить почти однозначный ответ: «Не знаю, что сказать; посмотрите сами, со стороны всегда виднее…»

Однако посмотрев «со стороны» секрет общения с детьми не поддается разгадке. Можно сказать — секрета нет и вовсе. Решение казалось бы простое: нужно быть простым, жизнерадостным и общительным. Но встречаются люди непростые, угрюмые и молчаливые, тем не менее, дети идут и к таким людям. Все мы думаем, что в любви к детям, ласковости к ним и заключается секрет общения. Но жизнь подсовывает другие факты: люди были жестокие, злые, корыстные, а дети шли за ними и, увы, тоже становились такими же грубыми и бездушными. Но почему же они шли за этими людьми?

Общение с ребенком должно быть естественным

естественное общение с ребенком

Рассмотрим пример: Отец с сыном ехали в автобусе и о чем то вели разговор. Что-то одно, очень интересное, занимало их обоих и занимало их с одинаковой силой. Расковано и свободно текла беседа. То серьезными, то смеющимися становились их лица. Со стороны казалось, что не маленький и большой, а два взрослых человека, связанные многолетней дружбой, обмениваются мыслями. То есть важно отметить, что в выше описанном примере не было ведущего и ведомого, отец и сын были собеседниками в равной степени ведущими беседу.

Общение «на равных»

Получается беседа — это только для тех, кто видел их со стороны. Ни отец, ни сын не осознавали себя беседующими. Действие, которое увлекало каждого и через которое они воспринимали себя и друг друга, было гораздо более серьезным. Они раздумывали и решали, а не просто беседовали, предполагали и предлагали, а не обменивались репликами. При такой беседе в речи старшего нет поучений и назиданий, что способствует более легкому общению и достижению понимания «секрета» общения с детьми.

Не стоит злоупотреблять скучными нравоучениями

избегайте скучных нравоучений

Многие родители рано или поздно задают себе вопросы: О чем говорить с ребенком? Может быть о вчерашнем его поступке? Или о чем нейтральном, а потом подвести ко вчерашнему? Возникает затянутая пауза, которая должна быть прервана взрослым и как правило задается вопрос такого типа: ты сегодня рыбок кормил, не забыл хлеб купить? И в каждой фразе, в каждой интонации есть скрытый нравоучительный смысл. Этим примером показано, насколько на подсознательном уровне взрослое сознание настроено на воспитание детей, а не на общение.

Взрослые, не истина в последней инстанции

Может быть, в этом и кроется препятствие, которое мешает нам по-настоящему общаться с детьми? Ребенок нами воспринимается как незнайка и неумейка, которого нужно научить, развить, обогатить, поправить. Взрослый человек, общаясь с друзьями, может и не признаваться в своем несовершенстве, что он чего-то не знает, чего-то недопонимает. Но стоит ему заговорить с собственным ребенком, как происходит мгновенная перемена: несовершенство забывается, появляется самоуверенность, которая ставит взрослого высоко над сыном или дочерью. Что же делать?

Будьте на одной стороне с ребенком

Дети… У них ведь так. Бегают они во дворе бесконечно долго. К концу дня наступает физическая усталость, но утомления не происходит. Они свободны в самом важном — в следовании к своей цели. Это и позволяет им в каждом совершаемом действии отдаваться ему полностью, забывая о времени, и испытывать настоящую радость жизни.

Стоит эту свободу следования цели ограничить, например, позвать его домой, как немедленно что-то гаснет в нем. Здесь необходимо помочь перестроится ребенку и помочь понять, почему в данный момент нужно следовать сказанному родителем, не «повредив» вдохновение ребенка.

«Кнут и пряник» не наш метод

Родители, как правило, начинают действовать через форму побуждений к действиям, методом поощрений и наказаний, тем самым активируя резервы внутренней самоорганизации ребенка. Но со временем данный метод оказывает отрицательное влияние на общение, и у детей появляются волны отчаяния, в результате теряется связь с ребенком.

Общая цель

общение с ребенком: общая цель

После всех вышеперечисленных доводов, первостепенной задачей становится — прийти к единству цели! Пусть его (ее) цель станет моей и наоборот. Стоит больше присматриваться и прислушиваться к ребенку. И постепенно перед вами и вашим ребенком развернется большой мир. Но стоит еще раз обратить внимание на то, что придется перестраиваться и самому! Важно просто внимать тому, что говорит ребенок. Лишь с этого умения начнет развиваться умение работать и общаться.

Top image:

Что вы думаете